Классификация АРI подразделяет моторные масла на две категории: "S" (Service) - масла для бензиновых двигателей и "С" (Commerсial) - масла для дизелей. Универсальные масла обозначают классами обеих категорий. Классы в категориях указывают буквы латинского алфавита, стоящие после буквы, обозначающей категорию, например, SF, SH, СС, CD или SF/СС, CG/CD, СF-4/SН для универсальных масел.
Моторные масла, относящиеся к одному и тому же классу АРI, но производимые разными фирмами, могут существенно отличаться по составу базовых масел, типам используемых присадок и, следовательно, иметь специфические свойства, удовлетворять предъявляемые требования близко к предельным значениям или иметь запас качества. При выборе аналога по области применения и уровню эксплуатационных свойств обязательно должны быть приняты во внимание все специальные требования к моторному маслу со стороны изготовителя техники (например, ограничения по сульфатной зольности, отсутствие или, напротив, наличие определенного количества цинка, отсутствие в составе масла растворимых модификаторов трения, содержащих молибден и т.п.). Согласно классификациям ГОСТ 17479.1-85 и АРI группу (класс) по уровню эксплуатационных свойств устанавливают только по результатам моторных испытаний масел в специальных одноцилиндровых установках и полноразмерных двигателях. Испытания проводят в стендовых условиях по стандартным методам. Чем выше присваиваемый маслу уровень эксплуатационных свойств, тем "строже" проходные оценки результатов испытаний или жестче условия их проведения. Для контроля стабильности качества серийно выпускаемых моторных масел их классификационные испытания проводят согласно требованиям ГОСТ 17479.1-85 не реже одного раза в два года. В соответствии с изменением №3 к ГОСТ 17479.1-85, введенным с 01.01.2000г. классификационные испытания должны проводиться не два раза в год, а при сертификации моторных масел. При этом определяют моющие, диспергирующие, противоизносные, антикоррозионные, антиокислительные свойства масел и их соответствие указанным в марках классам вязкости.
В случаях непринципиальных изменений технологий производства моторных масел обязательно проводят сравнительные квалификационные испытания товарного масла-прототипа и опытного образца, выработанного по измененной технологии.
На отечественном рынке имеется широкий ассортимент моторных масел, имеющих обозначение по классам API.
Однако большинство из них не проходило соответствующих испытаний и не имеет сертификата, выданного API. Классы API в них установлены, как правило, по аналогии с зарубежными маслами, имеющими в своем составе аналогичный пакет присадок, что не является достаточным признаком, подтверждающим эксплуатационные свойства масел.
Класс масла по API может быть подтвержден только сертификатом, выданным API.
Таблица 3. Соответствие классов вязкости и групп моторных масел по ГОСТ 17479.1-85 и классификациям SAE и API
Таблица3 .Продолжение
моторное автомобильное масло двигатель
Уровень эксплуатационных свойств (группу) масел определяют на основании результатов моторных испытаний в одноцилиндровых установках или полноразмерных двигателях. Моющие свойства определяют в первую очередь по загрязненности поршня. При этом учитывают подвижность поршневых колец, толщину и характер отложений в канавках, на юбке и внутри поршня.
Для автомобильных карбюраторных двигателей и дизелей, работающих на переменных режимах, важна склонность масел к образованию низкотемпературных отложений. Этот показатель определяют на установке НАМИ-1 по массе осадка в роторе центрифуги.
Антиокислительные свойства оценивают испытанием на установке ИКМ. Антикоррозионные свойства оценивают при испытании масла в полноразмерном дизеле ЯАЗ-204: за 125 часов потеря массы шатунных вкладышей не должна превышать 0,2 г. И не должно быть видимой коррозии и механических повреждений антифрикционного слоя вкладышей.
Таблица 4 .Методы моторных испытаний масел
Груп-па масла |
Оцениваемый показатель |
Метод: установка (стандарт) |
Длитель-ность испыта-ния, ч. |
Оценочный параметр |
В1, Г1 |
Моющие свойства |
НАМИ-1 (ГОСТ 20991-75) |
120 |
Загрязненность поршня |
Склонность к образованию низкотемпературных отложений |
НАМИ-1 (ГОСТ 20984-75) |
120 |
Масса отложений в роторе центрифуги | |
Антиокислительные свойства |
ИКМ (ГОСТ 20457-75) |
40 36 |
Изменение вязкости масла | |
Б2, В2 |
Моющие свойства |
УИМ-6-НАТИ (ГОСТ 21490-76), ИМ-1, СМД-14 |
120 100 960 |
Загрязненность поршня |
Антиокислительные свойства |
ИКМ (ГОСТ 20457-75) |
40 36 |
Изменение вязкости масла | |
Антикоррозионные свойства |
Дизель ЯАЗ-204 (ГОСТ 20302-74) |
125 36 |
Потери массы комплекта шатунных вкладышей | |
Склонность к образованию низкотемпературных отложений |
НАМИ-1 (ГОСТ 20991-75) |
120 |
Масса отложений в роторе центрифуги | |
Г2, Д |
Моющие свойства |
УИМ-6-НАТИ (ГОСТ 21490-76), ИМ-1, ЯМЗ-238НБ |
120 100 960 |
Загрязненность поршня |
Антикоррозионные свойства |
Дизель ЯАЗ-204 (ГОСТ 20302-74) |
125 36 |
Потери массы комплекта шатунных вкладышей | |
Склонность к образованию низкотемпературных отложений |
НАМИ-1 (ГОСТ 20991-75) |
120 |
Масса отложений в роторе центрифуги | |
Антиокислительные свойства |
ИКМ (ГОСТ 20457-75) |
40 36 |
Изменение вязкости масла |
Информация по теме:
Определение полезной длины приемоотправочных путей, выбор типа станции и
разработка вариантов немасштабных схем станции
Полезную длину приемоотправочных путей устанавливаем в зависимости от длины обращающихся поездов. Длина грузового поезда: Qп Lп= ——–—— r (l4g4+l8g8) +lл q4g4+q8g8 где Оп — масса поезда, т; q4, q8— масса брутто соответственно восьми- и четырехосных вагонов, т; g4,g8— доля соответственно восьми- и че ...
Мероприятия по снижению воздействия вредных производственных факторов
При исполнении служебных обязанностей локомотивная бригада должна быть в форменной одежде, а при проведении осмотра и технического обслуживания локомотива для защиты от загрязнений и иных производственных факторов должна одевать спецодежду, спецобувь и в необходимых случаях пользоваться средствами ...
Раздельные пункты
По условиям безопасности движения и для увеличения пропускной способности сеть карьерных железнодорожных путей разделяется на перегоны с помощью раздельных пунктов. В зависимости от характера работы и путевого развития раздельные пункты называются постами, разъездами и станциями. Посты – раздельные ...