По виду энергии различают механические, гидравлические и электромагнитные муфты сцепления. Наиболее распространённые механические муфты сцепления подразделяют:
По виду трения – на сухие и работающие в масле (мокрые).
По режиму включения – постоянно замкнутые и непостоянно замкнутые.
По числу ведомых дисков – одно- , двух- и многодисковые.
По типу и расположению нажимных пружин – с расположением пружин по периферии нажимного диска и с центральной диафрагменной пружиной.
По способу управления – с механическим, гидравлическим, электрическим или комбинированным приводом (например, гидромеханическим).
Сколько дисковые сцепления бывают?
Однодисковые сцепления применяются на легковых автомобилях, автобусах и грузовых автомобилях малой и средней грузоподъемности, а иногда и большой грузоподъемности.
Двухдисковые сцепления устанавливают на грузовых автомобилях большой грузоподъемности и автобусах большой вместимости.
Многодисковые сцепления используются очень редко – только на автомобилях большой грузоподъемности.
Гидравлические сцепления, или гидромуфты, в качестве отдельного механизма на современных автомобилях не применяются. Ранее они использовались в трансмиссии автомобилей, но только совместно с последовательно установленным фрикционным сцеплением.
Электромагнитные сцепления имели некоторое применение на автомобилях, но широкого распространения не получили в связи со сложностью их конструкции.
Основные неисправности
Неполное выключение сцепления | |
Недопустимое увеличение свободного хода педали сцепления |
Отрегулировать свободный ход педали сцепления |
Коробление ведомого диска |
Отрихтовать диск или заменить новым |
Неровности на рабочих поверхностях дисков сцепления или маховика |
Зачистить накладки металлической щёткой, поверхность маховика проточить, при необходимости заменить диск с кожухом и диафрагменной пружиной |
Ослабление крепления или поломка фрикционных накладок ведомого диска |
Заменить накладки |
Заедание ступицы ведомого диска на шлицах ведущего вала коробки передач |
Очистить шлицы и смазать. Заменить ведущий вал, а при необходимости и ведомый диск, если шлицевая часть изношена или смята |
Наличие воздуха в системе гидропривода |
Прокачать систему |
Утечка жидкости из системы гидропривода через соединения или трубопроводы |
Подтянуть соединения, заменить повреждённые детали, прокачать систему гидропривода |
Засорение отверстия в крышке бачка, вызывающее разрежение в главном цилиндре и подсос воздуха в цилиндр через уплотнения |
Прочистить отверстие в крышке бачка, прокачать систему |
Нарушение герметичности при загрязнении или износе кольцевого клапана главного цилиндра |
Очистить кольцевой клапан, при износе заменить |
Поломка пластин, соединяющий нажимной диск с кожухом и упорный фланец с кожухом сцепления |
Заменить кожух сцепления с нажимным диском в сборе |
Ослабление крепления диафрагменной пружины. Перекос или повреждение нажимного диска вследствие отгибания фиксаторов |
Заменить кожух сцепления в сборе |
Неодновременное нажатие подшипника муфты выключения сцепления на рычаги выключения сцепления |
Отрегулировать взаимное расположение концов рычагов выключения сцепления |
Неполное включение сцепления (сцепление "буксует") | |
Недостаточный свободный ход педали сцепления |
Отрегулировать свободный ход педали сцепления |
Повышенный износ фрикционных накладок ведомого диска |
Заменить фрикционные накладки или ведомый диск в сборе |
Замасливание фрикционных накладок ведомого диска, поверхностей маховика и нажимного диска |
Тщательно промыть уайт-спиртом замасленные поверхности |
Засорено или перекрыто кромкой уплотнительного кольца компенсационное отверстие главного цилиндра |
Промыть цилиндр и прочистить компенсационное отверстие |
Загрязнение или несоответствие техническим условиям тормозной жидкости, вызывающее заедание поршня рабочего цилиндра при его движении |
Слить тормозную жидкость, систему гидропривода промыть, повреждённые детали заменить. Заполнить систему рекомендованной тормозной жидкостью |
Повреждение или заедание привода сцепления |
Устранить неисправности, вызывающие заедание |
Неполный возврат педали сцепления при потере упругости оттяжной пружины |
Заменить пружину |
Неправильная установка фрикционных накладок на ведомом диске |
Заменить накладки и проверить их торцевое биение |
Ослабление нажимных пружин сцепления |
Заменить пружины новыми |
Разбухание манжет главного и рабочего цилиндра в результате применения тормозной жидкости несоответствующего состава либо попадания в жидкость бензина или минерального масла |
Слить тормозную жидкость, всю систему гидропровода тщательно промыть, повреждённые резиновые детали заменить. Заполнить систему тормозной жидкостью соответствующего состава |
Рывки при работе сцепления | |
Заедание ступицы ведомого диска на шлицах ведущего вала |
Очистить шлицы и смазать. Если шлицевая часть изношена или смята, заменить ведущий вал, а при необходимости и ведомый диск |
Замасливание фрикционных накладок ведомого диска, поверхностей маховика и нажимного диска |
Тщательно промыть уайт-спиртом замасленные поверхности и устранить причину замасливания |
Заедание в механизме привода выключения сцепления |
Деформированные детали заменить |
Недопустимый износ фрикционных накладок ведомого диска |
Заменить накладки новыми |
Коробление ведомого диска |
Отрихтовать диск или заменить новым |
Ослабление крепления накладок ведомого диска |
Заменить неисправные заклёпки, при необходимости заменить накладки |
Повреждение нажимного диска |
Заменить кожух сцепления в сборе |
Неодновременное нажатие подшипника муфты выключения сцепления (угольно-графитового подтяпника) на рычаги выключения сцепления |
Отрегулировать взаимное расположение рычагов выключения сцепления |
Потеря упругости пластинчатых пружин ведомого диска |
Заменить ведомый диск в сборе |
Заедание рычагов выключения сцепления в опорах или выступов нажимного диска в окнах кожуха |
Заменить изношенные детали |
Износ окон под пружины гасителя крутильных колебаний в ведомом диске, ступице и пластине демпфера. Осадка или поломка пружин гасителя крутильных колебаний |
Заменить ведомый диск в сборе |
Повышенный шум при выключении сцепления | |
Износ, повреждение или плохая смазка подшипника муфты выключения сцепления |
Заменить подшипник |
Недопустимый зазор в шлицевом соединении ступицы ведомого диска и ведущего вала коробки пердач |
Заменить изношенные детали |
Износ переднего подшипника ведущего вала коробки передач |
Заменить подшипник |
Повышенное биение пяты отжимных рычагов |
Снять механизм сцепления и с помощью спец. приспособления регулировкой положения пяты отжимных рычагов устранить повышенное биение пяты |
Задевание обоймы подпятника за пяту сцепления вследствие уменьшения высоты (повышенного износа) графитового подпятника |
Заменить графитовый подпятник |
Повышенный шум при включении сцепления | |
Поломка или потеря упругости пружин демпфера ведомого диска |
Заменить ведомый диск в сборе |
Недостаточный свободный ход педали сцепления |
Отрегулировать свободный ход |
Поломка, потеря упругости или соскальзывания оттяжной пружины вилки выключения сцепления |
Заменить пружину новой или закрепить соскользнувшую |
Недопустимый зазор в шлицевом соединении ступицы ведомого диска и ведущего вала коробки передач |
Заменить изношенные детали |
Скрип при нажатии на педаль сцепления при неработающем двигателе | |
Отсутствует смазка или износились пластмассовые втулки оси педали сцепления |
Смазать пластмассовые втулки коллоидно-графитным препаратом или заменить изношенные новыми |
Увеличение усилия, требуемого для выключения сцепления | |
Заедание в шарнирных сочленениях механизма сцепления или его привода |
Устранить заедание или заменить изношенные детали |
Дрожание педали в начальный момент выключения сцепления | |
Повышенное биение пяты отжимных рычагов |
Снять механизм сцепления и регулировкой положения пяты отжимных рычагов устранить повышенное биение пяты |
Информация по теме:
Основные технологические нормативы и показатели дороги
Согласно заданию, а также учитывая перспективную интенсивность движения, проект реконструкции участка дороги разработан по нормативам III категории. Основные параметры, принятые при проектировании: - расчетная скорость 100 км/час - наименьший радиус кривой в плане 600 м - наибольший продольный укло ...
Расчет количества постов и линий технического
обслуживания, ремонта и диагностирования
Исходными величинами для расчета числа постов обслуживания служат ритм производства и такт поста. Ритм производства - это средний интервал времени между моментами выхода автомобилей из зоны ТО (диагностирования): мин (1.20) где - продолжительность смены, ч; С - количество рабочих смен i - го обслуж ...
Расчет потребления тепла
Годовой расход тепла по предприятию определяем по формуле 4.1, , (4.1) где - годовой расход тепла на отопление, кДж; - годовой расход тепла на горячее водоснабжение, кДж; Годовой расход тепла на отопление определяем по формуле 4.2, кДж; .2) где , - наружные объемы производственных и вспомогательных ...