К конкурентам железнодорожных предприятий относятся организации, предоставляющие транспортные услуги (автомобильные, морские, воздушные перевозки и т.д.). Сбор информации о конкурентах осуществляется в рамках общей системы сбора и обработки информации, действующей на фирме (см. ниже).
Выявление действующих и потенциальных конкурентов проводится, как правило, на основе одного из подходов: первый связан с оценкой потребностей, удовлетворяемых на рынке основными конкурирующими фирмами; второй ориентируется на классификацию конкурентов в соответствии с типами рыночной стратегии, ими применяемой.
При первом подходе конкурирующие фирмы группируются в соответствии с типом потребностей, которым удовлетворяет их продукция, и выделяются следующие основные группы конкурентов:
- фирмы, ориентирующиеся на удовлетворение всего комплекса запросов, предъявляемых потребителем к данному товару;
- фирмы, специализирующиеся на удовлетворении специфических потребностей отдельных сегментов рынка;
- фирмы, намечающие выход на рынок с аналогичной продукцией;
- фирмы, обслуживающие другие рынки аналогичной продукцией, выход которых на данный рынок является вероятным;
- фирмы, производящие товары-заменители, способные вытеснить данный продукт на рынке.
В основе метода выявления конкурентов на базе группировок по типу стратегии лежит группировка в соответствии с ключевыми аспектами их ориентации в производственно-сбытовой деятельности:
- стратегия в области экспансии на рынке;
- стратегия в области ценовой политики и политики качества;
- стратегия в области технологии.
SWOT-анализ включает следующие элементы:
- выявление изменений структуры потребительских предпочтений (открывающихся на рынке возможностей);
- оценка предполагаемых действий конкурентов по использованию этих возможностей (угроз);
- определение целей и стратегии фирмы по реагированию на появляющиеся возможности и угрозы;
При проведении SWOT-анализа оцениваются следующие показатели деятельности предприятия, по отношению к конкурентам /25/:
1) Финансы.
- Оценка структуры активов (по финансовым коэффициентам).
- Инвестиционный рейтинг.
- Доход на активы.
- Норма прибыли.
- Доход на вложенный капитал.
2) Производство.
- Используемое оборудование.
- Производственные мощности.
- Численность работников.
- Система контроля качества.
- Совокупная факторная производительность.
- Возможности расширения производства и зон обслуживания.
- Возраст технологического оборудования.
3) Организация и управление.
- Численность инженерно-технического и управленческого персонала.
- Скорость реакции управления на изменения во внешней среде.
- Четкость разделения полномочий и функций.
- Тип организационной структуры управления.
- Качество используемой в управлении информации.
- Степень гибкости организационной структуры управления.
4) Маркетинг.
- Доля рынка.
- Репутация фирмы.
- Престиж торговой марки.
- Расходы по стимулированию сбыта.
- Численность сбытового персонала.
- Ценовая политика и уровень цен.
- Организационные и технические средства для сбыта.
- Уровень и качество обслуживания.
- Число клиентов.
- Качество поступающей информации о рынке.
5) Кадровый состав.
- Уровень квалификации производственного персонала.
- Расходы по подготовке и переподготовке персонала.
- Уровень подготовки сбытового персонала в технической отрасли.
6) Технология.
- Применяемые стандарты и степень их совместимости.
- Новые продукты.
- Расходы на НИОКР.
Для получения данных, используемых в SWOT-анализе необходимо проведение маркетинговых исследований.
Под маркетинговыми исследованиями понимается процесс поиска, сбора, анализа, оценки и отображения информации по различным аспектам внешней и внутренней среды железнодорожного транспорта, связанным с производством и реализацией транспортной продукции.
Информация по теме:
Расчёт параметров крепления груза
Величина продольного и поперечного усилий, которые должны воспринимать креплением груза от поступательных перемещений. , (67) кН; , (68) кН. Значения углов наклона растяжки к полу вагона, между проекцией растяжки на горизонтальную плоскость и продольную (поперечную) ось платформы определяются геоме ...
Сцепление и расцепление автосцепки СА-3
Сцепление автосцепок происходит следующим образом. Рис. 1 Сцеп автосцепок. При соударении вагонов малый зуб корпуса одной автосцепки скользит по направляющей поверхности малого или большого зубьев (в зависимости от отклонения головок в горизонтальной плоскости в одну или другую сторону). Затем малы ...
Определение расчетных и пиковых нагрузок
Расчетные нагрузки позволяют определить сечения проводов сети электроснабжения вагона, выбрать защитные аппараты и аппаратуру управления. Под расчетными нагрузками понимают некоторые неизменные нагрузки (токи, мощности), которые вызывают такой же нагрев проводов, двигателей, что и действительные на ...