Водный режим этих рек характеризуется низким, растянутым на 2,5-3,5 месяца весенне-летним половодьем, охватывающим весну и первую половину лета, и устойчивыми, довольно высокими уровнями и расходами воды в остальное время. Реки не успевают пропустить всего объема талой воды летом, и спад половодья иногда затягивается до поздней осени.
Замерзают реки в первых числах ноября, а вскрываются в конце апреля или начале мая; ледостав характеризуется устойчивостью, а ледяной покров большой мощностью.
Для гидрографии Оби характерна довольно развитая речная сеть постоянно действующих водотоков. Среди них крупные притоки – Кеть, Парабель, Васюган, Тым, Вах, Юган, а также притоки Иртыша – Омь, Вагай, Конда и др. Наибольшей из перечисленных рек является Кеть, которая еще в конце XIX века была соединена с Енисеем судоходным каналом. В условиях бездорожья и вообще трудной доступности края реки таежной зоны используются для судоходства и имеют важное транспортное значение.
Особым элементом Обского воднотранспортного бассейна является Обская губа – залив Карского моря3, вдающийся в сушу более чем на 800 км. По размерам Обская губа является самым крупным морским заливом российского сектора Арктики: её площадь – около 44 км2, ширина губы – в среднем 45-55 км, максимальная глубина – до 25 м. Обская губа, особенно в южной части, постепенно мелеет от наносов, приносимых реками. При слабом течении в губе образуются бары, отмели, препятствующие судоходству и ведущие к обмелению бухт. Обская губа покрыта льдом 8-9 месяцев в году, толщина льда иногда достигает 2 м. Продолжительность навигационного периода колеблется от 92 до 117 дней. Примерно столько же навигационный период длится в Тазовской губе.
В результате освоения Сибири в течение XVIII-XX веков на реках и притоках Обского бассейна создано более трех десятков крупных речных портов и более сотни устьевых пристаней, роль которых особенно заметна в обеспечении районов пионерного освоения, где практически отсутствуют сухопутные транспортные магистрали.
Таким образом, к настоящему времени Обский бассейн обладает громадными возможностями по включению в логистику Северного широтного экономического пояса целого ряда портов, уже созданных трудом предыдущих поколений.
В Обском бассейне действующими на сегодня остались такие крупные порты, как Барнаул, Беляй, Бийск, Кемерово, Колпашево, Лабытнанги, Надым, Нефтеюганск, Нижневартовск, Новосибирск, Омск, Салехард, Серегино, Сургут, Тобольск, Томск, Тюмень, Ханты-Мансийск.
Рисунок 5 – Река Лена
Река Лена – одна из крупнейших рек мира, протяженность составляет 4400 километров от Байкальского хребта до Северного Ледовитого океана. Участок реки Лена от города Усть – Кут до города Киренск характеризуется узким, в основном однорукавным, устойчивым руслом. Ниже реки Киренга русло расширяется и разветвляется, в нём появляются острова и осередки, расчленяющие водный поток. Грунт в русле реки на участке от г. Усть – Кут до переката Заборский (3385,4 – 3382,0 км) – галька с отдельными камнями, местами плитняк и плотная материковая глина. На участке от переката Заборский до переката Воронинский (3322,0 – 3317,0км) преобладает песчаный грунт с незначительной примесью гальки. На участке от переката Воронинский до посёлка Витим грунт – галька, камни, булыжник, местами глина.
Информация по теме:
Мероприятия по снижению вредного воздействия технологического процесса
ремонта автосцепного устройства
Для уменьшения вредного воздействия технологического процесса ремонта автосцепок в КПА проводят ряд мероприятий. Для ликвидации вредных веществ из воздуха устанавливают мощную воздухоочистительную установку снабженную специальным фильтром для очистки воздуха от примесей. В помещении, где производят ...
Анализ
технологической оснащенности
При ознакомлении с технологическим процессом ТО системы управления самолётом АН-74 в АТБ ОАО «Авиакор-сервис» выяснилось, что в основном преобладает ручной труд, но его применение экономически целесообразно. Поэтому можно говорить о достаточно высокой производительности труда. При проведении период ...
Химические свойства груза:
самонагревание и самовозгорание, окислительные свойства, коррозия, смерзаемость
Самонагревание и самовозгорание происходит под действием внутренних источников теплоты – химических и биохимических процессов, протекающих в массе груза и повышающих его температуру. Самонагреванию подвержены зерно, волокнистые материалы, сено, жмых, торф, сланцы, каменный и бурый уголь и др. Самон ...