Вредными называются производственные факторы, воздействие которых на работающих в определённых условиях, приводит к заболеванию или снижению работоспособности.
По природе действия опасные и вредные производственные факторы подразделяются на:
физические;
химические;
биологические;
психофизиологические.
Они подразделяются на подгруппы.
Например, группа физических опасных и вредных производственных факторов, включает:
а) движущиеся машины и механизмы;
б) незащищённые подвижные элементы производственного оборудования (передвигающиеся изделия, заготовки, материалы, повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны).
Группа химических факторов содержит содержит две подгруппы:
а) общетоксичные;
б) канцерогенные.
Биологические опасные и вредные производственные факторы делятся на микроорганизмы: (растения и животные).
В группе психофизиологических факторов различают:
а) физические перегрузки;
б) нервно-психические перегрузки.
Железнодорожный транспорт относится к числу отраслей народного хозяйства, в которых остро ощущается специфичность труда и его повышенная опасность.
Рабочие зоны железнодорожников многих профессий расположены в непосредственной близости от движущегося или готового к движению подвижного состава. Условия труда усложняются ещё и тем, что железные дороги работают круглосуточно, в любое время года, при любой погоде. В зимний период резко ухудшается состояние производственных территорий. В холодное время года приходится пользоваться тёплой спецодеждой, затрудняющей движение, ухудшающей восприятие звуковых сигналов. Неблагоприятное воздействие на процесс труда оказывает резкая перемена погоды. Даже в период одной поездки может измениться в широком диапазоне температура окружающего воздуха, его влажность и скорость ветра.
Изменение погодных условий влияет на сопротивление движению подвижного состава, сцепление колёс с рельсами, на работу локомотива и др.
Повышенная опасность электротравм существует при обслуживании электроподвижного транспорта. Одна из характерных опасных ситуаций связана с выходом на крышу локомотива, находящегося под контактным проводом. Опасные ситуации возникают при устранении отказов электрооборудования локомотивов в пути следования. В условиях состояния при поиске и устранении отказа повышается вероятность ошибочных действий локомотивных бригад.
Воздушная среда, в которой живёт и работает человек, представляет собой естественную многогазовую смесь, из которой состоит атмосфера. Работа локомотивных бригад , их самочувствие зависят, как состава воздуха, так и от микроклимата, который создаётся в кабине локомотива. Для поддержания нормальной температуры эимой локомотивная бригада пользуется калорифером, а летом вентилятором охлаждения. При эксплуатации подвижного состава человек может оказаться в сфере действия электромагнитного поля или в непосредственном соприкосновении с находящимися под напряжением проводниками электрического тока.
Для безопасности человека локомотивы, в местах высокого напряжения, ограждаются и оборудуются специальными аппаратами защиты, при срабатывании которых автоматически снимается напряжение.
Опасные и вредные факторы, действующие на организм локомотивной бригады, сведём в таблицу. Основные опасные и вредные производственные факторы, возникающие при эксплуатации электровоза ВЛ 15.
Таблица 7.1.1.
№ П/П |
Наименование производственных факторов |
Допустимые значения |
Документ |
Мероприятия и пути снижения производственных факторов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 2. |
Повышенная температура воздуха рабочей среды ниже + 10° от + 10° до + 33° Относительная влажность воздуха |
22 ± 2 24 ± 2 30 – 70% |
ГОСТ 16350-80 ГОСТ 16350 –80 |
Для создания благоприятного труда и здорового микроклимата применены калориферы, эл.печи, отопительно-вентиляционные установки |
3. |
Скорость движения воздуха ниже + 10° от +10° до + 35° |
до 0,2 м/с Включительно до 0,4 м/с включительно |
ГОСТ 16350 –80 |
Покрытие стен, полов и потолков кабины машиниста из тепловой изоляции, машинное отделение отделяют от кабины тамбуром. Размеры и открытие бокового окна должно соответствовать стандартным размерам. |
4. |
Движущиеся машины и механизмы |
ГОСТ 12.1.003-74 12.2.011-75 |
Автоматические прямо-действующие тормоза, предохр. клапана,муфты. Применение оградительных устройств. Указатели перегрева букс, положения токоприёмника. | |
5. |
Поражающее действие электрического тока |
0,01 А 0,08 А |
ГОСТ 12.1.038 -82 |
Применение усиленной изоляции, ограждение силовой установки, сочетание сигнализации и блокировки (механические, электрические, пневматически), цепи саморазряда, знаки безопасности труда, индивидуальные средства защиты. |
6. |
Нервно-психические перегрузки |
IV категория напряжённости |
ГОСТ 12.1.003 -83 |
Нормирование рабочего времени и времени отдыха локомотивных бригад. Порядок работы в ночное время суток (не более 2-х ночей) нормы эргономических требований. |
7. 8. |
Шум Вибрация |
80 дБ А 108 дБ |
ГОСТ 12.1.003 –83 ГОСТ 12.1.012 - 90 |
Устройства защиты от шума и вибрации (звукоизоляция, звукопоглаще-ние, автоматический контроль и сигнализация, вибропоглаще-ние, применение амортизаторов, резины. Межсекционные тамбуры, инди- видуальные средства защиты ). |
9. |
Запылённость |
5 мг/ см |
ГОСТ 12.1.005 -88 |
Вытяжная вентиляция, кондиционеры, применение механической и естественной вентиляции (жалюзи,окна, вентиляторы ). |
10. |
Освещённость |
На уровне пульта 25 – 30 лк тусклое 10 лк |
ГОСТ 12.2.056 -81 |
Светильники общего освеще-ния- положения (яркий и тусклый), прожектор, буферные фонари, подкузовное освещение, переносная лампа. |
11. |
Пожаробезопасность |
ГОСТ 12.1.004 - 93 |
Огнетушители углекислотные ОУ-5, пожарные вёдра, ящик с песком автоматическая сигнализация, изолирование электропечей. Применение стандартных предохраните-лей, дугогаситель-ные камеры на контакторах, разрядники, предохранительные коробки выводов проводов. |
Информация по теме:
Определение мощности двигателей вентиляторов
На пассажирском вагоне с кондиционированием воздуха устанавливаются вентиляторы системы вентиляции вагона и вентилятор конденсатора. Для вентилятора системы вентиляции вагона условия работы в летний и зимний периоды различны, так как различно количество подаваемого в вагон воздуха. Электродвигатель ...
Проверка датчика Холла
1. Снимите распределитель зажигания с автомобиля. 2. Соберите схему, показанную на фото. Напряжение питания должно быть 8–14 В. Вольтметр должен быть с пределом измерения не менее 15 В и внутренним сопротивлением не менее 100 кОм. Медленно поворачивайте валик распределителя зажигания. При этом воль ...
Технико-экономическая оценка проекта
Для оценки уровня прогрессивности принятых технологических проектных решений проектируемой СТО используются следующие технико-экономические показатели: 1) Число комплексно обслуживаемых автомобилей в течение года – 500 2) Число рабочих постов – 10. 3) Общая площадь участка – 0,74 га. 4) Площадь про ...