Основные типы автомобилей и прицепов
Подвижный состав автомобильного транспорта состоит из автомобилей различных типов, а также прицепов и полуприцепов, которые буксируются автомобилями. Автомобиль и буксируемые им прицепы или полуприцепы образуют автомобильный поезд.
По назначению автомобили подразделяются на транспортные, служащие для перевозок пассажиров и грузов, специальные, предназначенные для выполнения тех или иных производственных операций, а также гоночные, используемые на спортивных соревнованиях (рис. 1).
Наибольшее распространение получили транспортные автомобили (рис. 2), которые разделяются на грузовые, пассажирские и грузопассажирские. К пассажирским автомобилям относятся легковые автомобили и автобусы.
Рис. 1. Классификация автомобилей
Легковые автомобили служат для перевозки небольшого числа пассажиров (до 8 человек). Грузопассажирские автомобили служат для перевозки пассажиров и небольших грузов.
Специальные автомобили служат для выполнения определенных работ и имеют соответствующее оборудование. К таким автомобилям относятся пожарные автомобили, автомобили для уборки улиц и др.
Применение автопоездов позволяет увеличить производительность подвижного состава и снизить себестоимость перевозок. К прицепному подвижному составу относятся прицепы, полуприцепы, прицепы-роспуски, а также специальные прицепы (например прицепы-тяжеловозы).
Одноосные прицепы применяют для работы с автомобилями малой грузоподъемности. Через дышло 2 (рис. 3, а) такой прицеп соединяют С автомобилем. Если одноосный прицеп не буксируется автомобилем, ТО для опоры опускают переднюю 1 и заднюю 3 подставки.
Рис. 3. Типы прицепного состава: а — одноосный прицеп; б — двухосный прицеп; в — прицеп-роспуск; г — полуприцеп
Рис. 2. Основные типы транспортных автомобилей: о — легковой автомобиль ВАЗ-2103; 6 — автобус ЛАЗ-697М; в — грузовой автомобиль ГАЗ-53А; г — грузо-пассажирский автомобиль ВАЗ-2102
Двухосные и трехосные прицепы используют для работы с автомобилями средней и большой грузоподъемности. Прицеп буксируют при помощи дышла 2 (рис. 3, б), шарнирно связывающего автомобиль с прицепом. Вертикальные усилия от прицепа на автомобиль практически не передаются.
Прицепы-роспуски применяют для перевозки длинномерных грузов. Грузы, уложенные в кузов автомобиля, поддерживаются прицепом-роспуском. Он имеет поворотный конник 3 (рис. 3, в) — опорную поворачивающуюся балку, обеспечивающую правильное размещение груза. Полуприцепы или седельные прицепы передней частью опираются на седельное устройство автомобиля, который называется седельным тягачом. Поэтому часть собственного веса и веса перевозимого груза ими передается на раму седельного тягача. Отсоединенный от седельного тягача полуприцеп опирается на поддерживающую стойку 4 (рис. 3, г).
Прицепы-тяжеловозы предназначены для перевозки очень тяжелых (100, 200 тс и более) и негабаритных грузов. Для уменьшения нагрузки на колеса прицепы-тяжеловозы имеют большое число колес.
От рода двигателя различают автомобили:
паровые;
бензиновые - с двигателем внутреннего сгорания, работающими на автомобильном бензине;
дизельные - с двигателем внутреннего сгорания, работающим на дизельном топливе;
газобаллонные автомобили - с газовым двигателем внутреннего сгорания, работающим на сжатых или сжиженных горючих газах;
газогенераторные автомобили - с двигателем внутреннего сгорания, работающим на газе;
газотурбинные автомобили - с газовой турбиной;
электрические - с двигателем, работающим от аккумуляторных батарей.
Грузовой подвижной состав
К грузовым автомобилям относятся как автомобили общего назначения, имеющие, бортовые платформы, так и специализированные; самосвалы с опрокидывающейся платформой, тягачи, предназначенные для буксировки прицепов и полуприцепов, и т. д
Требования, предъявляемые к перевозке конкретных грузов, проходимости автомобиля и его грузоподъемности, определяют специализацию автомобилей:
по назначению, по грузоподъемности, по проходимости.
Для осуществления перевозок транспортные компании имеют подвижной состав, который состоит из:
грузовых автомобилей, включая автомобили-тягачи, прицепы и полуприцепы; пассажирских автомобилей — автобусы, легковые автомобили; специализированных автомобилей.
Информация по теме:
Расчет затрат, связанных с амортизацией подвижного состава
Амортизационные отчисления для седельного тягача Volvo FH12 грузового фургона Mercedes Benz Atego и микроавтобуса Mercedes Benz 812 установлены в зависимости от пробега, поэтому они будут включаться в переменную составляющую себестоимости. Амортизационные отчисления на восстановление седельного тяг ...
Определение номинальной мощности и номинальной частоты
вращения двигателя
Определяем срок службы (ресурс) привода ,ч, приняв время простоя машинного агрегата 15% ресурса, по формуле ч, где - срок службы привода, лет; - продолжительность смены, ч; - число смен. Определяем требуемую мощность рабочей машины ,кВт, по формуле кВт, где - окружная сила на барабане, кН; - окружн ...
Детали рулевого привода
Рулевой привод служит для передачи усилия от рулевого механизма к колесам. К деталям рулевого привода с установкой колес на общей оси относятся (см. рис. 3): рулевая сошка 5, продольная тяга 6, рычаг 7 продольной тяги, рулевые рычаги 5 поворотных кулаков 11 и поперечная тяга 9. Рулевая сошка одним ...